1964
До 2006 года - председатель правления Союза композиторов Ленинграда
1967
Государственная премия СССР за песни «Я шагаю по Москве», «На кургане», «Голубые города», «Песня о моем отце».
1976
Государственная премия СССР за оперу «Петр Первый» в постановке Театр оперы и балета им. С.М. Кирова
1989
Депутат Верховного Совета СССР
1990
Народный артист СССР
1964
До 2006 года - председатель правления Союза композиторов Ленинграда
1967
Государственная премия СССР за песни «Я шагаю по Москве», «На кургане», «Голубые города», «Песня о моем отце».
1976
Государственная премия СССР за оперу «Петр Первый» в постановке Театр оперы и балета им. С.М. Кирова
1989
Депутат Верховного Совета СССР
1990
Народный артист СССР
1964
До 2006 года - председатель правления Союза композиторов Ленинграда
1967
Государственная премия СССР за песни «Я шагаю по Москве», «На кургане», «Голубые города», «Песня о моем отце».
1976
Государственная премия СССР за оперу «Петр Первый» в постановке Театр оперы и балета им. С.М. Кирова
1989
Депутат Верховного Совета СССР
1990
Народный артист СССР
1964
До 2006 года - председатель правления Союза композиторов Ленинграда
1967
Государственная премия СССР за песни «Я шагаю по Москве», «На кургане», «Голубые города», «Песня о моем отце».
1976
Государственная премия СССР за оперу «Петр Первый» в постановке Театр оперы и балета им. С.М. Кирова
1989
Депутат Верховного Совета СССР
1990
Народный артист СССР
Андрей Павлович Петров родился 2 сентября 1930 года в Ленинграде в семье военного врача Павла Платоновича Петрова и художницы Ольги Петровны Ваулиной, дочери знаменитого художника-керамиста Петра Кузьмича Ваулина. Детство композитора прошло на Васильевском острове. Семья жила в одной из комнат пятикомнатной квартиры, принадлежавшей Петру Кузьмичу.
Музыкой Андрей Петров стал заниматься сравнительно поздно – в восемь лет приступил к изучению основ игры на рояле, в десять начал учиться играть на скрипке во Дворце пионеров. Больше других видов искусств его привлекала литература, Андрей любил читать, сам сочинял рассказы и мечтал стал писателем.
Отец Андрея Петрова Павел Платонович военным хирургом прошел и Финскую, и Великую Отечественную войну, а Андрей вместе с матерью и сестрой осенью 1941 года отправился в эвакуацию из Ленинграда в Сибирь, в городок Ленинск-Кузнецкий. Как вспоминал позже Андрей Павлович, они сами сажали и выкапывали картошку, а зимой на рынке покупали замороженные блюдечки молока. Молоко продавцы разливали по блюдечкам, на сильном морозе оно быстро застывало, и вот этот молочный лед и продавался. В Ленинск-Кузнецкий была эвакуирована и тетя Андрея Петрова. Ей предложили стать директором городской библиотеки. Будущий композитор все свое время проводил среди книг. «Я прочитал Мопассана, Бальзака, Стендаля. Очень мне нравилась романтическая литература Грина. Книги влекли меня за собой в какой-то особый, красивый, поэтичный мир. Думаю, замечательные книги повлияли на мой характер, и поэтому я вырос открытым и поэтичным человеком», - рассказывал Андрей Павлович.
В 1944 году семья вернулась из эвакуации, и Андрей стал ходить в 24-ю школу, а позже перевелся в школу № 10. В 1945 году он увидел популярную тогда кинокартину «Большой вальс» поставленную режиссёром Жюльеном Дювивье. В ней рассказывалось о жизни Иоганна Штрауса, звучала прекрасная музыка автора «Сказок Венского леса». Фильм произвел на молодого человека такое сильное впечатление, что он твердо решил стать композитором.
Приняв решение, Андрей стал готовиться к поступлению в музыкальное училище, хотя ни сольфеджио, ни гармонии тогда не знал. Только окончилась война, и в учебные заведения еще не было большого наплыва абитуриентов. В 1945 году он поступает в музыкальное училище имени Римского-Корсакова. Педагог Сергей Яковлевич Вольфензон терпеливо заставлял юношу усваивать основы теории музыки, в том числе композиции. К 1949 году, когда Андрей поступал на композиторский факультет Ленинградской консерватории, он был уже уверен в своих силах.
В консерватории учителем Андрея Петрова стал профессор Орест Александрович Евлахов, ученик Дмитрия Шостаковича. Поначалу начинающего композитора более всего пленял Чайковский. Затем пришло увлечение Шостаковичем, а потом Прокофьевым. Уже в годы учебы в Консерватории Петрову хотелось испробовать все жанры: он написал смешную фугу для капустника, пародируя Баха, потом марш студентов для первомайской демонстрации. Иногда произведения студента Петрова передавались по радио: Монолог Зои Космодемьянской на стихи Маргариты Алигер, «Пионерская сюита», романсы на слова башкирских поэтов, поэма для баритона с оркестром «За мир».
«Интеллигентность – маргинальное качество человека. У Андрея она окрашивала его облик и характер. И она была его наружностью».
«Эдик Колмановский обожал Петрова. «У Андрея, – говорил он, – музыка советская очень, но она - моцартианская. Это – моцартианство в советской системе». Так мне сказал один композитор про музыку другого композитора. Редкий случай»
Евгений Евтушенко«Он был настолько надежным человеком, настолько можно было довериться ему во всем, что постоянно я ощущал в нем душевную необходимость».
Георгий Данелия«Музыку он оставил нам настоящую, начиная с «Человека-амфибии». Он ведь в музыке для этого фильма впервые в России использовал синтезатор. А какие у него там рок-н-роллы! Он как композитор «дышал в ногу со временем» и в поисках нового ничуть не отставал ни от Америки, ни от Европы».
Юрий Шевчук«Он всегда находил возможность поставить себя так, что его негромкий голос был слышен и уважаем в самых высоких инстанциях. И он никогда, ни при каких обстоятельствах не ронял себя в глазах тех, кто верил ему и кто его любил».
Родион Щедрин«У каждого человека свои отпечатки пальцев и только ему присущий смех. Андрей Павлович смеялся, как ребенок. Откидывал назад голову и рассыпался тихим смехом, при этом за стеклами очков прыгали веселые зайчики. Рассмешить такого человека большая честь».
Семен Альтов«По виду, по характеру, по внутреннему складу он у меня почему-то всегда ассоциировался с Пьером Безуховым. Та же с одной стороны кротость и робость в облике, а с другой стороны - огромная внутренняя сила и к тому же сила убеждения не через слова, а через дело».
Никита МихалковКогда вспоминаешь, когда и где ты познакомился с Андреем Петровым, – путаешься, потому что знакомство с таким человеком происходит гораздо раньше, чем ты знакомишься с ним реально: он везде, он звучит, он – мостик между одним счастьем и другим счастьем…»
Резо Габриадзе